gusarov.by


Особенности памяти человека Как улучшить память человека?

05-04-12

Память человека – это одно из самых необходимых физиологических способностей: без нее невозможно представить нормальную жизнедеятельность. Именно поэтому к возможности запоминать информацию стоит подходить с большим вниманием и трепетом. Во многом качество запоминания зависит от самого человека. Безусловно, есть те люди, которые запоминают очень быстро, хорошо и качественно. Но нередко для других что-либо выучить либо запомнить представляется невероятно трудным. Так в чем же состоит секрет? Можно ли развить память человека?

Об особенностях памяти человека

Память человека – это способность к получению, хранению, а также воспроизведению жизненного опыта и, в том числе, это психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, сохранения и воспроизведения, являющиеся основными. У каждого из нас они развиты неодинаково, так как имеют разные исходные данные, структуру, результаты.

По сравнению со всеми живыми существами у человека память развита наиболее сильно. В отличие от животных он обладает тремя мощными ее видами: логической, опосредованной и произвольной.

Произвольная память основана на волевом контроле запоминания, логическая – на употреблении логики, а опосредованная – на использовании разнообразных средств для запоминания.

Каждый из нас мог заметить, что запоминает что-то очень хорошо, но быстро забывает, а кто-то очень долго учит, но в результате помнит материал намного лучше. Итак, почему же так происходит?

Память складывается из трех компонентов: природный потенциал, состояние, а также тренированность памяти.

Природный потенциал памяти представляет собой те возможности для фиксации информации, которыми нас наделила природа.

Состояние памяти – это компонент, существенно изменяющий потенциал памяти.

Тренированность памяти – это результат Ваших усилий по улучшению возможностей памяти посредством упражнений и тренировок.

Память можно классифицировать на основании ее деления по времени сохранения материала, а также по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

По времени сохранения материала выделяют такие виды памяти как мгновенная,  кратковременная, оперативная, долговременная, а также генетическая.

Свойства памяти человека таковы, что если бы он всю поступающую информацию мог хранить долгое время, согласитесь, весьма непросто было бы выделить в такой «каше» самое необходимое для жизни, к тому же такое количество информации не смогло бы перерабатываться мозгом. Поэтому то, к чему мы не прикладываем усилий для того, чтобы оставить в своей голове, быстро забывается. В дело вступает мгновенная память. Также иногда ее называют иконической. Информация не перерабатывается и забывается. Ее длительность составляет доли секунды.

При кратковременной памяти человек также не прикладывает сознательных усилий для запоминания, мозг фиксирует образ, который он воспринимает. Она длится около 20 секунд. Если в последующем будет необходимо воспроизвести воспринятое, то человек это сможет сделать.

Что же касается оперативной памяти, то здесь вступает в дело уже поставленная задача. При этом мы концентрируемся на запоминании чего-либо для ее решения. Но после того как оно будет найдено, данные могут скоропостижно исчезнуть из головы. Ее срок – от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию неопределенное время. Для того чтобы она вступила в силу, иногда необходимо применять мышление и волевые усилия.

Генетическая память помогает воспроизводить информацию, которая передается по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем оказать воздействие через воспитание и обучение.

Что же касается классификации памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору, то здесь выделяют зрительную, слуховую, двигательную виды памяти. При работе каждого из этих разновидностей в дело вступает эмоциональная память. У всех людей какой-либо вид памяти наиболее развит. Если говорить о развитии памяти человека, то стоит отметить, что определенный ее вид закрепляется тем видом деятельности, которым он занимается. Встретить «чистый» вид памяти – это редкость. В основном люди обладают смешанными видами памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и т.п. Кстати говоря, у большинства людей доминирует зрительный вид. Эмоции при действии какого-либо вида памяти помогают закрепить информацию. Эмоционально насыщенное запомнится лучше, нежели эмоционально нейтральное.

Психолог Герман Эббингауз провел исследование, в результате которого выяснилось, что емкость памяти является ограниченной набором из семи цифр, названиями семи предметов или семи букв. Также он привел доказательство того, что основной процент забывания приходится на первые два часа после того, как Вы что-либо заучили. Вспомните житейский совет учить стихи на ночь перед сном и то, что таким образом материал лучше запоминается. Эббингауз, а также его последователи раскрыли тайну этого феномена: ведь между воспроизведением и забыванием в этом случае нет «тормозящей» деятельности, а это сон и обеспечивает.

Как улучшить память человека?

память человека 1Если мы говорим о памяти человека и ее возможностях, то нельзя не добавить, что она связана с правильным либо неправильным отношением к сохранению информации. Для того чтобы мы могли качественно и плодотворно запоминать, необходимо создать соответствующие условия для нашего организма.

Ни для кого не секрет, что на качестве хранения информации сказывается наличие или отсутствие усталости.

Итак, первое правило: для того, чтобы хорошо запоминать, необходимо достаточно спать. И делать это ночью, поскольку именно в темное время суток клетки мозга восстанавливаются. К тому же организм человека устроен так, чтобы днем бодрствовать, а ночью спать. Память лишается способности работать в полную мощность на химическом уровне, когда организм не высыпается. Ведь процессы с участием нейродермита, т.е. важнейшего вещества, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами, происходят именно во время сна.

Правило второе: обеспечьте организм полноценным питанием. Плохое питание может, кстати говоря, сказаться далеко не сразу, но впоследствии привести к таким изменениям как провалы в памяти и дегенеративные изменения в мозге. Но о полноценном питании поговорим немного позже.

Правило третье: сделать обязательным физические нагрузки. Ведь во время того, когда человек их испытывает, мозг начинает более интенсивно снабжаться кислородом и кровью. Также при работе мышц выделяется ряд гормонов, которые являются необходимыми для работы памяти. Для того чтобы этот процесс происходил в организме на должном уровне, необходимо посещать спортзал 2-3 раза в неделю. Но, как мы знаем, такая возможность предоставляется далеко не всем. В этом случае следует увеличить двигательную активность доступным способом: ходить пешком, заниматься танцами, отказаться от лифта. Особенно доступным способом является ходьба пешком. Ежедневные часовые прогулки помогут, кстати, улучшить не только память, но и в целом поправить здоровье. Так, при долгих таких прогулках вероятность возникновения инсульта снижается на 50 %.

Правило третье: Для качественного запоминания информации используйте контекст, то есть запоминайте окружающую ситуацию, внутри которого находится предмет, необходимый для запоминания. Контекст – весьма важный компонент для качественного хранения информации. И иногда он помнится даже сильнее, чем сам ключевой предмет. Ведь то, что остается в памяти, всегда так или иначе связано с какой-либо ситуацией, в которой и был зафиксирован предмет. Вспомните, как Вам иногда о чем-либо напоминают духи или цвет одежды.

Правило четвертое: используйте мнемотехнические приемы, ведь именно они помогают нам быстро и организованно «схватить» материал.

Итак, о них мы сейчас и попробуем поговорить.

Мнемотехнические приемыпамять человека 3

Если мы говорим о свойствах памяти человека, то нельзя не подчеркнуть, что  одним из них является способность к лучшему восприятию через какую-либо схему. Мнемотехнические приемы представляют собой различного рода методы, которые помогают организовать информацию наилучшим для запоминания образом.

Например, метод рифм и считалок. Его часто используют в рекламах, на уроках для лучшего запоминая информации. В общем, это универсальный способ, подходящий для разных предметных областей.

Также можно использовать так называемый метод акронимов. Он состоит в следующем: необходимо составить сокращенные названия из первых букв слов. К примеру, НАТО, ООН.

Метод акростихов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — первая буква совпадает с первой буквой нужного мне слова. Так все в детстве учили цвета радуги.

Более сложным является цепной метод. Он заключается в том, чтобы составить для запоминания необходимых предметов или явлений так называемую сюрреалистическую картину. Для того чтобы было понятно, как он действует, представим ситуацию: нужно взять из дома на занятия в колледже две книги, две ручки, семь карандашей, большой белый лист бумаги и чернила.  Вообразите, что

Ваш преподаватель несет эти две книги, завернутые в этот белый лист, при этом сверху пишет на этом листе сначала всеми семью карандашами по очереди, а потом двумя ручками также по очереди, а в другой руке несет открытые чернила и боится их разлить, а Вы идете рядом с ним.

Также очень большой эффект имеет метод ассоциаций. Он заключается в том, чтобы подобрать подходящий звук или образ, который как бы «сливается» с тем образом, который Вам нужно запомнить. К примеру, некоторые иностранные слова можно сравнить с похожими на них русскими словами.

Как улучшается память при правильном питании?

Итак, как улучшают память за счет правильного питания. Первое: питание должно включать в себя самые разнообразные продукты. На самом деле все необходимые витамины человек получает при разнообразном потреблении пищи. Если же усматривается недобор витаминов, тогда их начинают употреблять искусственно.

Если Вы являетесь студентом, то пейте курс витаминов за месяц до начала сессии. Таким  способом Вы сможете подготовить организм для того, чтобы у него была возможность наиболее плодотворно усваивать информацию.

Второе: откажитесь от вегетарианства, так как в случае отсутствия в рационе мясных продуктов организм не получает должного количества белков, что как следствие имеет плохое усваивание энергии клетками. Белки являются строительным материалом для нервных клеток и нейротрансмиттеров, без которых процесс запоминания является невозможным.

Основным источником энергии для мозга служат углеводы. Те, которые являются полезными для мозга, в свою очередь, в больших количествах содержатся в кашах. Особенно полезными из них в этом случае являются овсяная и гречневая. Наибольшее количество нужных нам углеводов содержится в таком продукте как мед. Его следует употреблять вместо сахара. Также следует внимательно отнестись к белковым диетам, т.к. через некоторое время после ее начала сжигаются уже не жиры, а столь необходимые для работы организма белки, что может привести к нарушению нейротехнической работы мозга, также организм может начать поедать сам себя. Память начинает ухудшаться после 5 лет вегетарианства. Для того чтобы организм нормально функционировал, мясо необходимо употреблять 3 раза в неделю. Особенно полезной является говядина.

Очень полезным для памяти является включение в рацион жирной рыбы, так как в ней содержится необходимый для нас компонент Омега-3. Из продуктов также особый акцент стоит сделать на банане, яйцах, пророщенных злаках. Но не стоит забывать, что именно полноценный рацион даст возможность улучшить память.

Память человека – это уникальный механизм, для работы которого необходимо соблюдать соответствующие условия. Безусловно, она не станет феноменальной только потому, что человек правильно питается и использует мнемотехнические приемы, но, во всяком случае, улучшит ситуацию с тем, что Вы имеете сейчас и позволит не усугубить ситуацию. В памяти человека и  ее возможностях заложен лишь потенциал, которые каждый имеет шанс развить как можно больше.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *