Gusarov.by

Рубрика: Советы

Cпособности задатки и индивидуальные особенности людей

07-05-12

Каждый из нас не раз задавался вопросом о том, какой профессии стоит посвятить свою жизнь. А он, в свою очередь, напрямую связан  с тем, какие у нас способности.

С самого раннего детства мы сталкиваемся с необходимостью развивать в себе различного рода задатки. Садясь на школьную скамью,  в большинстве случаев приходится осознавать, что интересна для нас только часть предметов, а вот к изучению остальных нужно подходить с некоторым терпением.

К примеру, посещение урока английского языка становится пыткой, а вот математика – не урок даже, а одно удовольствие. А у соседа по парте все ровно наоборот. В то же самое время  кто-то имеет тройки по физике, но становится великим физиком. А кто-то имеет 9-10 баллов по всем предметам, но так и не находит себя в какой-то конкретной и близкой к сердцу профессии. Попытаемся разобраться, в чем состоит секрет и проанализируем особенности способностей и задатков человека.

Способности и задатки человека

У каждого из нас существует свой определенный набор задатков, благодаря которым мы можем стать успешными в том или ином виде деятельности. Нередко мы услышим классификацию учеников на так называемых технарей и гуманитариев: на кого-то говорят, к примеру, что он способен в математике,  на кого-то – что в языке и литературе,  а кто-то оказывается силен и в том, и в другом. Успеваемость же выходит по одним предметам высокая, а по другим не очень.

Весь секрет состоит в наличии или же отсутствии способностей.

Способности человека – это индивидуально-психологические характеристики личности, которые отражают уровень успешности выполнения какой-либо деятельности в отличие одного человека от другого. Их не стоит путать с задатками, а также со знаниями, умениями и навыками.

Почва для развития способностей – задатки — представляют собой предрасположенность нейрофизиологических систем организма к тем или иным реакциям. Также они являются потенциально заложенной способностью к какой-либо деятельности, не реализованной и не развитой на практике. Ряд специалистов полагают, что они передаются по наследству, но это происходит не во всех случаях.

В психологии виды способностей человека классифицируются по нескольким признакам.  По обеспечению жизни и развитию в социальной среде их делят на врожденные и приобретенные.

Врожденные способности нас относят к роду человеческому, будучи обусловлены нашей физической и природной сущностью. Благодаря им мы воспринимаем, запоминаем и т.п.

Приобретенные же говорят о нашей склонности к тому или иному виду деятельности, а также о социальных навыках. Они делятся на ряд подвидов: математические, музыкальные, лингвистические, научные и другие.

Также есть еще и другая классификация: по направленности. Высокий уровень усвоения информации и приобретение умений и навыков дают репродуктивные способности. А вот за креативный подход отвечают творческие способности человека.

Способности, в отличие от задатков, зависят от ряда условий. Один ребенок увлеченно занимается английским языком и тратит на это достаточное количество сил. При этом у него прекрасный учитель и спокойная, располагающая к учебной деятельности обстановка дома. А другой, имея такие же задатки, успевает по этому предмету значительно хуже, учитель к нему менее внимателен, а также непростые отношения с одноклассниками. Это объясняется тем, что наша успеваемость в том или ином виде деятельности складывается не только природных задатков, но и наших личных усилий, а также особенностей социальной среды.

В целом существует большее количество видов способностей человека. Здесь мы рассмотрели основные.

Наличие нескольких высокоразвитых способностей называется одаренностью.

Отличительной особенностью способностей человека является то, что они нуждаются в постоянном развитии. Успех в выполнении деятельности обеспечивается сочетанием различных способностей, которое может быть обеспечено различными способами при выдаче одинакового результата. Зачастую отсутствие одних задатков компенсируется наличием других.

Характеристика способностей человека

По мнению Б. М. Теплова, под способностями следует понимать несколько определений.

Во-первых, это набор индивидуально-психологических особенностей, который отличает нас от других людей. Во-вторых, это те индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. И, в-третьих, они шире понятий знаний, умений и навыков.

По И. П. Павлову, согласно особенностям способностей, в целом существует три вида человеческих типов – промежуточный, мыслительный и художественный.

Согласно тому, какая сигнальная система преобладает в психической деятельности – правая или левая, и выделяют так называемых технарей и гуманитариев. Если преобладает правая, то человек относится к художественному типу, если левое – к мыслительному. В том случае, если у человека они находятся в равновесии, он относится к промежуточному.

Современная наука объясняет это преобладанием деятельности правого или левого полушарий мозга. Если преобладают функции левого полушария, то человек имеет словесно-логический тип мышления, а если правого, то образный. Первым обладают технари, а вторым гуманитарии. При этом реализация творческих способностей  человека находит себя в обеих типах. Но обладатели образного типа мышления имеют к ним наибольшую предрасположенность.

Также в каждой способности имеются ведущие и вспомогательные свойства.

Рядом исследователей было отмечено, что уровень развития способностей человека во многом зависит от того, насколько обильно мозг снабжается кровью. Это, в свою очередь, передается по наследству. Если к мозгу поступает достаточное количество крови, то у него на должном уровне будет сконцентрировано внимание, повышена работоспособность, меньшая утомляемость и т.д.

Как развить способности?

При характеристике способностей человека стоит отметить, что во многом их развитие обусловлено качеством обучения, а также воспитания. Зачастую неверно подобранные методы обучения не дают раскрыться задаткам. Также важен подход учителя. Весьма распространенной является ситуация в школьном классе, когда педагог недолюбливает ученика, занижает ему отметки. В результате тот действительно начинает хуже успевать по этому предмету.

В выборе профессии стоит обратить внимание на ряд факторов.

Безусловно, весьма важным является определить, что получается лучше всего, но успех в каком-либо виде деятельности нельзя расценивать исключительно только как положительную оценку окружающих. Стоит вспомнить множество великих людей, которые при жизни не пользовались популярностью, а то и вовсе были объектом насмешек. Также не стоит рубить с плеча в отнесении себя строго к технарям или же гуманитариям:  есть профессии, которые содержат в себе требование и тех, и других способностей: экономист, фармацевт и т.д. Стоит обращать внимание и на то, что делать приятнее всего.

Развитию способностей человека способствует множество факторов.

Большое значение для осуществления разностороннего и комплексного развития имеет многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые человек включается одновременно. От начала и до конца должен соблюдаться оптимальный уровень для ее исполнителя, обеспечен положительный эмоциональный настрой. Также она должна носить творческий характер. И, конечно же, обязательным является присутствие мотивации.

Выходит, что развитию творческих способностей человека способствует несколько факторов. Но самый главный из них – усилия воли самого человека. Доказательством этого служат истории множества гениев, которые не имели должных условий для творческой деятельности, однако подарили миру  шедевры.

Для определения своих способностей психологи рекомендуют проходить тест по профориентации.

Кстати, если Вы на первой картинке увидели по горизонтали «АВС», то Вы – гуманитарий, если цифры, то технарь, а если и то, и другое, то Вы обладаете и теми, и другими способностями и можете развить в себе любое из этих направлений!

Юлия Вольская

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *